Предупреждение преступности несовершеннолетних

Вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних посвящены минимальные стандартные правила ООН (1985 г.), касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, известные под названием «Пекинские правила», и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы (1990 г.), а также Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.). Среди множества российских законодательных актов необходимо прежде всего сказать о Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Профилактика преступности несовершеннолетних — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Под социально опасным положением понимается обстановка, представляющая опасность для жизни несовершеннолетних, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, либо способствующая совершению правонарушения или иного антиобщественного действия. Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две особенности: 1) большая роль общественной системы профилактики; 2) исключительно важное значение специальных мер (раннее предупреждение правонарушений). Общественная система профилактики включает: а) принятие и исполнение законодательства о молодежи: б) решение семейных проблем; в) сокращение подростковой и молодежной преступности; г) материальное обеспечение детского спорта; д) нравственно-духовную работу с подростками; е) усиление позитивной работы с подростками, имеющими психические аномалии; ж) прекращение пропаганды культа насилия. Основными направлениями совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних являются: гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказаний; введение ювенальной юстиции (специального правосудия для несовершеннолетних); подготовка специальных кадров социальных работников, педагогов для работы с трудными подростками, профессионализация работников специальных правоохранительных структур; усиление роли медико-психологической помощи и поддержки, а также коррекции отклоняющегося поведения подро стков, реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной дезадаптации; признание семьи в качестве ведущего института социализации детей, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи, прежде всего семьям из группы риска; строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики. Таким образом, в программе борьбы с преступностью несовершеннолетних должно быть предусмотрено: разработка ювенальной юстиции; нормативные документы, запрещающие передачу коммерческим структурам помещений для обучения несовершеннолетних; разработка и внедрение спецкурса по методике работы с детьми, входящими в группу риска; методика выхода несовершеннолетних из кризисных ситуаций (потеря работы, уход из семьи, употребление наркотиков, любовные неудачи). Субъекты предупредительной деятельности представляют собой единую, связанную общностью целей и задач систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы управления здравоохранением, органы опеки и попечительства, органы службы занятости, органы внутренних дел. К сожалению, положение о комиссиях по делам несовершеннолетних не пересматривалось более 20 лет, и в современных условиях оно явно устарело и трудно применимо. Координацию действий осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Впрочем, взаимодействие продолжается и на конкретном, более низком уровне. Так, на практике действует приказ Минздрава России и МВД России от 20 августа 2003 г. № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел». Специализированные субъекты призваны целенаправленно противодействовать преступности несовершеннолетних.
Специализированными учреждениями для несовершеннолетних являются: социально-реабилитационные центры, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию нуждающимся в экстренной социальной помощи; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

К другим органам и учреждениям, осуществляющим профилактику преступности несовершеннолетних, относятся: органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма; уголовно-исполнительные инспекции; федеральные органы исполнительной власти. Неспециализированными субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних являются: общественные и религиозные организации, политические партии и движения, уличные домовые комитеты, товарищества собственников жилья и т. п. Главное направление деятельности таких субъектов — это организация досуга несовершеннолетних. Например, религиозные организации активно создают воскресные школы. Необходимо разумно сокращать формальные правила поведения и развивать позитивную инициативу у несовершеннолетних, поскольку обилие жестких правил лишь увеличивает вероятность их нарушения и способствует эскалации насилия. Законодательством, например, предусматривается более 130 видов преступлений, за которые несовершеннолетние могут нести уголовную ответственность. Из них подростками совершается примерно 23—25 составов преступлений. Особую роль играют подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Их работа проводится по следующим направлениям: ограничение влияния негативных социальных факторов; позитивное воздействие на причины и условия преступности несовершеннолетних; непосредственное воздействие на несовершеннолетних с отклоняющимся поведением; воздействие на группы антиобщественной направленности.
В последнем случае методами воздействия на антиобщественные группы несовершеннолетних являются: расформирование группы, изоляция группы, переориентация группы. Решающее значение при этом принимает выявление взрослых участников группы и привлечение их к ответственности. Органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, проводят комплексные проверки, рейды и другие мероприятия. Первостепенное значение имеет индивидуальная профилактика. Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего правонарушителя, так и на окружающую его среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении личности, выработке рациональных методов организации контрпреступной мотивации, контроля и определения эффекта индивидуальной профилактики. Индивидуальная профилактика включает: выявление потенциально неустойчивых несовершеннолетних, изучение и устранение источников негативного влияния на них, включая прежде всего семью, находящуюся в социально опасном положении, исследование возможностей создания благоприятной обстановки, осуществление контроля, анализ полученных результатов и коррекцию методов и способов проведения работы по предупреждению совершения преступлений. Особое внимание уделяется несовершеннолетним: ведущим антиобщественный образ жизни, входящим в группировки криминальной направленности, вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ, осужденным условно или к наказаниям, не связанным с лишением свободы, освобожденным из мест лишения свободы. В каждом конкретном случае индивидуальной профилактики должна предшествовать психолого-педагогическая экспертиза. Основным и часто, к сожалению, единственным приемом воздействия на несовершеннолетнего служит беседа с сотрудником органов внутренних дел. Прямое отношение к предупреждению имеет быстрое и качественное расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, и соразмерное, справедливое наказание, правильное в тактическом отношении применение мер пресечения на стадии расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего. Использовать наказание в виде лишения свободы следует в минимальной степени. При этом о каждом таком случае необ ходимо широко оповещать несовершеннолетних, вовлеченных в антиобщественную деятельность, в целях их устрашения и удержания от совершения преступлений. Требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за профилактику преступности несовершеннолетних. Необходима ротация сотрудников, применение современных обучающих методик. И последнее. Важно систематически и целенаправленно разрушать мифические романтические образы криминального мира, которые оказывают магнетическое воздействие на неустойчивую психику несовершеннолетних. Парадоксальным образом оказывается, что чем трагичнее судьба представителя криминального сообщества, тем более несовершеннолетние стремятся сделать из него образ для подражания. К сожалению, в этом значительную помощь им оказывают СМИ, и прежде всего телевидение, современный кинематограф, Интернет.