Консультация "Жестокое обращение с детьми"

Ни для кого не является тайной, что в настоящее время участились случаи жестокого обращения родителей с детьми. Об этом говорят по телевиденью, «пестреют» страницы газет и журналов, а также информация, поступающая из сети Интернет (видеоролики, статьи, фотографии). К одним из основных задач администрации дошкольного образовательного учреждения по выявлению и предотвращению жестокого обращения с детьми относятся:

  • Принятие решения об организации работы по выявлению случаев оказания помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
  • Выяснение того, какие службы в городе занимаются такими вопросами и как с ними можно связаться и установить контакт.

Существуют следующие формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие; сексуальное насилие; психическое (эмоциональное) насилие; пренебрежение нуждам ребенка.

Для решения проблемы жестокого обращения с детьми необходимо создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Даже в благополучных семьях родители могут использовать такие формы воздействия на детей, как телесные наказания, запугивание, лишение прогулок, общения с другими детьми и многое другое. Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность родителей. Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Но как сказал Януша Корчак: «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимости в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний». Поэтому, при беседах с родителями следует придерживаться следующих правилам:

Наказывая, подумай: «Зачем?!»

 

7 правил для всех

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

Наказание – не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, ка риск задержки душевного развития.

5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание содействует только в обратную сторону!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения…

 

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.

Существует множество форм взаимодействия ДОУ с семьей, это лишь одна из форм взаимодействия (беседа) воспитателей с родителями по профилактике и защите детей от жестокого обращения со стороны родителей.

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России - одна из самых острых и актуальных. Нарастающей угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью людей и особенно детей, не умеющих в силу своего возраста противостоять насилию, заставляет искать пути позволяющие создать условия для безопасности жизни ребенка, способы оказания помощи ему с целью обеспечения социальной ориентации и раскрытия личностного потенциала.

 

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Психологическое (эмоциональное) насилие — это действие, вызывающее у ребенка эмоциональное напряжение, подвергающее опасности его эмоциональное развитие.

Психологическим насилием является отвержение ребенка со стороны родителей или других взрослых, сверстников или превращение его в «козла отпущения», оскорбление, осмеяние, угрозы и запугивания.

Психологическое насилие распространено и можно утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе, прямо или косвенно, какое-то из его проявлений.

 

Пять типов разрушительного поведения родителей или других взрослых.

 1.        Отвержение-публичное унижение ребенка, предъявление чрезмерных требований, публичная демонстрация отрицательных качеств ребенка, постоянное формирование у него чувства стыда и вины за проявление естественных для него эмоций.

 2.       Угрозы-унижение и оскорбление ребенка, использование ненормативной лексики по отношению к нему.

 3.        Игнорирование-отсутствие реакции на потребности ребенка в безопасном окружении, поддержке и общении.

 4.       Изолирование-установление ограничений на контакты ребенка со сверстниками и родственниками, формирование у ребенка представления о том, что он один в этом мире и не может ни на кого положиться.

 5.       Развращение-формирование искаженного представления о социальных нормах, создание мотивации к воровству, проституции, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков.

 

Взрослым нельзя:

•        отказываться разговаривать с ребенком в течение нескольких дней;

•        постоянно твердить детям, что они тупые, безмозглые, бездарные и никогда ничего не добьются в жизни;

•        говорить ребенку: «...Заткнись, чтобы я тебя не слышала»;

•        запирать ребенка в темной комнате;

•        постоянно лгать и обманывать ребенка

 

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

•        Выяснить-нуждается ли ребенок в медицинской помощи;

•        есть ли в семье люди, способные его защищать;

•        поговорить с родителями;

•        обратиться в органы опеки и попечительства.